Все об акулах


подводный крейсер Акула

Атомная подводная лодка "Акула"

Подводный крейсер с именем грозной морской хищницы

В начале 1960-х годов, после ряда проведенных исследований и анализов, американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии "массированного возмездия", которая предусматривала упреждающий ядерный удар, направленный на уничтожение военной мощи СССР. Военные умы США поняли, что невозможно обескровить одним ударом такую мощную державу, как Советский Союз, ракеты которого размещены на значительных территориях не только в СССР, но и в других странах. Поэтому ответная оплеуха не заставит себя долго ждать.

В результате этих анализов и размышлений в умах военных стратегов США зародилась теория "реалистического устрашения", которая заключалась в наращивании военно-стратегической мощи страны с наглядной демонстрацией силы.

***

подводная лодка "Огайо"

Одним из пунктов реализации этой теории было создание и размещение в водах морей по всему миру сети атомных подводных лодок, вооруженных мощными стратегическими ракетами с ядерными боеголовками.

С 1976 по 1992 год США приняло на вооружение 18 стратегических атомных подводных лодок 3 поколения типа "Огайо", класса SSBN/SSGN. С 2002 года лодки "Огайо" являются единственным типом ракетоносцев, находящимся на вооружении ВМС США. Каждая из 18 подводных лодок вооружена 24 ракетами системы "Трайдент". Подробнее о технических характеристиках этих ракетоносцев Вы можете познакомиться на информационной колонке странички (справа).

Ну а как же отреагировал на эту акцию Советский Союз?
Вполне в духе того времени. 19 декабря 1973 года правительство СССР приняло постановление о начале работ по проектированию и строительству "ответа Чемберлену".

В результате реализации задач этого постановления на свет появились мощные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, так называемого, проекта 941 "Акула". (В НАТО они классифицировались, как "Тайфун"). Это были самые мощные и большие атомные подводные лодки в мире. Огромный подводный атомоход был высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля. Разработкой проекта занималось ЦКБ морской техники "Рубин" в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде), под руководством генерального конструктора И.Спасского. Непосредственное руководство проектом осуществлял главный конструктор завода С.Ковалев.

Строительство спроектированных подводных лодок осуществлялось в Северодвинске, где уже 30 июня 1976 года на стапеле судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "Акула" (или проекта 941). Крейсер был спущен на воду в сентябре 1980 года, а в декабре следующего года вошел в состав Северного флота.

подводная лодка "Акула"

Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта 941, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской лодки "Огайо". Советский стратегический подводный крейсер вместе с комплектом боевого вооружения стал называться "Тайфун".

Основу вооружения "Тайфуна" составляли баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8500 км. Ракета могла нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью до 100 000 тонн каждая. Всего на одном подводном крейсере было 20 пусковых установок для таких ракет. Кроме этого, стратегического оружия, на вооружении крейсера находились 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед, самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также знаменитый зенитно-ракетный комплекс "Игла".

Для того, чтобы предупредить несанкционированный запуск ракет Р-39, система их пуска была продублирована.

Внутри стального легкого корпуса располагаются два более прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними - 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. Из-за такого "катамаранного" расположения корпусов ширина крейсера получилась необычно большой.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил, которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов (около 50 км/час).

Особое внимание при конструировании "Акул" было уделено комфорту экипажа, который должен был нести боевую вахту в течение долгих месяцев вдали от берега. На "Акулах" имеются спортзал, плавательный бассейн емкостью 16 м куб., заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, салон для отдыха, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, и даже "живой уголок". Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав - в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна - для офицеров, другая - для мичманов и матросов.

Подробнее о технических характеристиках этих подводных крейсеров Вы можете познакомиться на информационной колонке странички (справа).

пуск ракеты с подводной лодки "Акула"

Всего за 10 последующих лет было заложено семь "Тайфунов", из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Подводная лодка класса "Акула" занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой из подводных кораблей.

Проект 941 "Акула" в настоящее время заморожен в рамках совместных российско-американских договоренностей об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2. Причиной прекращения работ по созданию этих подводных крейсеров явилось и отсутствие финансовых средств для дальнейшей разработки проекта, и даже по поддержанию имеющихся на вооружении крейсеров в боеспособном состоянии. Ракеты Р-39, также, были сняты с производства. Заменившие их на боевом посту ракеты класса "Булава" не проектировались, как вооружение "Акул".

Было принято решение утилизировать три из шести построенных подводных крейсеров, а заложенный на стапеле седьмой крейсер не достраивать. Субмарины утилизируются в рамках российско-американской программы "Совместное уменьшение угрозы". Финансирование утилизации подводных атомных подводных лодок осуществляют совместно Россия, США и Канада.

В настоящее время на боевом посту находятся два подводных крейсера класса "Акула", это "Северсталь" и "Архангельск", строительство которых было завершено в конце 80-х годов прошлого столетия.

Головной крейсер этого проекта более десяти лет проходил модернизацию и капитальный ремонт на "Севмаше" по проекту 941УМ. Летом 2002 года, перед повторным спуском на воду, ему было присвоено имя "Дмитрий Донской".
Этот подводный крейсер используется в рамках программы испытаний ракетного комплекса "Булава".
С его борта уже проведено несколько пробных запусков ракет.

***

подводная лодка класса "Акула"

Анекдоты об акулах






Видеоматериалы на сайте:

* * *




* * *

Иллюстрации и карты:
Игры с акулами:

* * *

Характеристики подводных лодок "Огайо" и "Акула"

Подводная лодка "Огайо" (США)

подводная лодка "Огайо"

Наибольшая длина - 170.69 м.
Осадка - 10.06 м.
Надводное водоизмещение - 16.764 т.
Подводное водоизмещение - 18.750 т.
Скорость полного хода в подводном положении - 20 узлов
Ядерная силовая установка.
Вооружение:
- 24 ракетные установки Trident
- 4 торпедных аппарата
Экипаж - 165 человек


Подводный крейсер "Акула" (СССР, Россия)

подводный атомный крейсер "Акула"

Наибольшая длина - 175 м.
Ширина - 23,3 м.
Осадка - 11,5 м.
Водоизмещение - 49 тысяч тонн.
Экипаж - 170 человек

***


Чтобы было не очень страшно...
Наркоман стоит перед лужей, палкой по ней шлепает. Подходит к нему полицейский:
- Ты что делаешь?
- Акул гоняю!
- Что-то я не вижу в этой луже акул.
- Не видите? Значит, хорошо гоняю...



анекдоты про акул


акулы и все об акулах © 2010-2016 G&S