Все об акулах


боевой вертолет "Черная акула"

Боевой вертолет "Черная акула"

Воздушный хищник Ка-50

История появления на свет боевого вертолета К-50, названного "Черной акулой" имеет схожие корни с историей появления подводной лодки "Акула". Как и в первом случае, причиной рождения нового детища явилась гонка вооружений между США и СССР.

"Черная акула" была создана в противовес новому американскому боевому вертолету YAH-64, созданному фирмой "Хьюз" в начале 1980-х годов и получившему боевое имя "Апач".

***

Основным боевым вертолетом ВМС СССР являлся в 1970-е годы МИ-24. Это была очень хорошая, для своего времени машина, однако имела и некоторые недостатки, обусловленные решением задач, которые изначально конструкторы на нее возлагали по заявке военных. МИ-24 был создан по концепции "летающий БМП", т.е. это была тяжелая машина, которая могла вести не только штурмовые действия, за счет мощного и тяжелого вооружения, но и перебрасывать отделение десантников. За эти преимущества приходилось платить ценой боевой эффективности, скорости, маневренности.

американский боевой вертолет "Апач"

В декабре 1976 года руководство СССР приняло постановление о разработке боевого вертолета нового поколения, который мог бы составить достойную конкуренцию новому вертолету американцев "Апач". Новая машина должна была, по требованиям военных, эффективно уничтожать на поле боя наземную военную технику врага, в первую очередь - танков. Разработку проектов поручили осуществить ОКБ Н.И.Камова и ОКБ М.Л.Миля, чтобы, в последующем, из двух проектов выбрать наиболее удачный для серийного производства.

В результате своеобразного конкурса проектов победило ОКБ им. Н.И. Камова. предложившего для новой боевой машины традиционное для данного КБ решение в виде соосной винтовой конструкции, которая имела ряд существенных преимуществ перед однолопастной схемой. Вообще, ОКБ им. Н.И. Камова славилось нетрадиционными конструктивными решениями в своих проектах.

Кроме нетрадиционной для того времени соосной схемы расположения винтов, проект ОКБ Камова имел еще ряд интересных решений. Так, было решено сделать боевой вертолет одноместным, отказавшись от присутствия на борту штурмана-оператора за счет применения высокоавтоматизированного прицельно-навигационного комплекса, который позволял летчику легко оперировать всеми функциями боевой машины. Для проекта в целом это давало большой плюс, поскольку уменьшался боевой вес машины, улучшались его летные характеристики, и, что немаловажно, уменьшались расходы на обучение и содержание летного состава, снижалась численность летных подразделений, снижалось количество человеческих потерь в условиях боя.

Среди преимуществ вертолета ОКБ Камова перед милевским Ми-28 назывались более простая техника пилотирования, большие статический потолок и вертикальная скороподъемность. К тому же, камовская машина вдвое превосходила милевскую по боекомплекту пушки (500 и 250 патронов соответственно). Проведенные в институтах комплексные оценки обоих вертолетов по критерию " эффективность-стоимость" также выявили некоторое превосходство камовской машины.
Справедливости ради, следует отметить, что модифицированный проект милевского вертолета МИ-28Н через некоторое время будет отмечен, как имеющий ряд преимуществ для военных целей над "Черной акулой", более надежный в эксплуатации, и будет принято решение о принятии его на вооружение.

боевой вертолет "Черная акула"

Проектирование новой армейской боевой машины, получившей обозначение В-80 (или "изделие 800"), началось на Ухтомском вертолетном заводе им Н.И. Камова (ныне фирма "Камов") в январе 1977 г. Работы возглавил руководитель ОКБ - главный (впоследствии Генеральный) конструктор Сергей Михеев.

Особое внимание при конструировании вертолета было уделено его боевому вооружению. В качестве основной системы вооружения был выбран противотанковый ракетный комплекс "Вихрь", разработанный и созданный Тульским КБ приборостроения под руководством ген.конструктора А.Шипунова. Он имел лазерное наведение и автоматическое сопровождение цели. Дальность поражения цели этим комплексом превышала все известные зарубежные аналоги, такие, как "Роланд", "Рапира", "Чаппарэл". "Вихрь" был снабжен контактным и бесконтактным взрывателями, что позволяло использовать его для поражения как наземных, так и воздушных целей.

Кроме ЗРК, вертолет был вооружен 30-мм одноствольной пушкой 2А42, которая также была создана на Тульском КБ приборостроения. Пушка имела высокую точность стрельбы и поражающую способность. Для наведения на цель использовалось интересное конструкторское решение - угол поворота пушки корректировался поворотом корпуса вертолета, что позволило значительно снизить вес системы наведения орудия на цель. Для окончательного прицеливания использовался гидропривод орудия.

Однако этого вооружения военным показалось недостаточно. На вертолете были размещены, дополнительно, авиабомбы, блоки НАР пушечные контейнеры УПК-23-250, контейнеры мелких грузов (КМГУ). В перспективе планировалась установка на боевую машину ракет класса "воздух-земля" и "воздух-воздух".

В создании систем вооружения, а также систем наведения на цель и электроники вертолета принимали участие ведущие КБ многих заводов страны.

Большое внимание при проектировании уделялось повышению живучести вертолета. С этой целью реализовывались такие технические решения:
- размещение двигателей вертолета по бортам фюзеляжа, что уменьшало вероятность одновременного вывода из строя обоих установок одним снарядом;
- возможность продолжения полета с одним двигателем;
- защита кабины летчика бронированным алюминием и бронестеклами;
- бронирование и экранирование систем управления вертолетом, а также жизненно важных агрегатов;
- заполнение топливных баков пенополиуретаном и их протектирование;
- противопожарная защита силовой установки и ее системы питания;
- дублирование и разнесение по бортам системы энергоснабжения, органов управления;
- обеспечение жизнеспособности агрегатов трансмиссии при поражении системы смазки в течение 30 минут и многие другие новаторские разроботки.

вертолет "Черная акула"

Большое внимание при конструировании уделялось безопасности летчика, который был закрыт мощной бронированной защитой, гарантировавшей безопасность при попадании пуль калибра до 12,7мм и осколков снарядов. Важным было и то, что конструкция кабины сохраняла необходимую жесткость при ударе вертолета о землю при аварийной посадке, а шасси поглощало в этом случае энергию перегрузок. Для аварийного спасения летчика применялась, уникальная для того времени, ракетно-парашютная катапультная система.
Катапультируемое кресло фирмы "Звезда", обеспечивающее аварийное покидание вертолета во всем диапазоне скоростей и высот - от нулевых до максимальных, призвано спасти летчика при возникновении ситуации, когда посадку вертолета осуществить не удается даже в аварийном режиме. При катапультировании производится отстрел лопастей винтов вертолета при помощи разрыв-болтов, сброс верхней крышки кабины и срабатывание тянущей ракетной системы, которая выдергивает пилота вместе со спинкой кресла при помощи специального троса.
Само кресло неоднократно испытывалось на летающей лаборатории Ил-28, а отстрел лопастей опробован летчиком-испытателем Гарнаевым еще в 60-е годы прошлого столетия на Ми-4. Правда, такая технология весьма опасна для рядом летящих вертолетов - шесть смертоносных снарядов-лопастей могут поразить и своего и чужого в радиусе 150 метров. В связи с этим, конструкторы Ка-50 работают над созданием для нового вертолета более безопасной технологии аварийного катапультирования.

Внешний вид новой машины был весьма необычен - типичный для самолетов, длинный обтекаемый фюзеляж и одноместная кабина, два двигателя по бокам, убирающееся шасси, ну, и конечно, "визитная карточка" камовской фирмы - соосные несущие винты. После решения о запуске боевой машины ОКБ Н.И. Камова в производство и принятия ее на вооружение, проект получил название Ка-50. К этому времени выкрашенный в черный цвет пятый опытный экземпляр успел сняться в художественном фильме "Черная акула", и с тех пор это название прочно закрепилось за Ка-50.

Боевое крещение Ка-50 состоялось в ходе антитеррористической операции, проводимой Российской Армией в Чечне. Сюда в декабре 2000 г прибыла боевая ударная группа в составе двух серийных Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29. "Черная акула" впервые применила оружие по противнику 6 января 2001 г. В дальнейшем успешное выполнение боевых задач в сложных горных условиях подтвердило достоинства нового вертолета, его высокие энерговооруженность и маневренность.

За создание вертолета Ка-50 в 1996-м Михееву, Емельянову, Лазаренко и Якеменко была присуждена Государственная премия РФ. Правительственными наградами были отмечены, также, многие специалисты фирмы "Камов".


***

боевой вертолет Ка-50 "Черная акула"

Подводные лодки класса "Акула" и "Огайо"






Видеоматериалы на сайте:

* * *




* * *

Иллюстрации и карты:
Игры с акулами:

* * *

Характеристики вертолетов "Апач" и "Черная акула"

Боевой вертолет "Апач" (США)

боевой вертолет "Апач"

Модификации "Апач":
- YAH-64 - прототип;
- AH-64A - первая серийная модификация;
- GAH-64A - вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр;
- JAH-64A - модификация для проведения специальных лётных исследований;
- AH-64B - вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции "Буря в пустыне";
- Израильский AH-64D в Музее Истории ВВС Израиля "Сараф";
- AH-64C - модернизированный AH-64A;
- AH-64D "Апач Лонгбоу" - вторая основная модификация "Апача" ("Лонгбоу" означает "длинный лук")

Тактико-технические характеристики AH-64A "Апач":
Экипаж - 2 человека
Скорость:
- максимальная - 298 км/ч
- крейсерская - 293 км/ч
Потолок:
- статический - 4570 м
- динамический - 6250 м
Дальность:
- перегоночная - 690 км
- действия - 480 км
Масса:
- максимальная взлетная - 9525 кг
- нормальная взлетная - 6270 кг
- пустого вертолета - 4881 кг
Максимальная боевая нагрузка - 770 кг
Габариты вертолета:
- диаметр несущего винта - 14,63 м
- длина - 14,68 м
- высота - 4,3 м
Двигатель ТВД General Electric T700-GE-701 - 2 по 1696 л.с.

***




Боевой вертолет "Черная акула" (СССР, Россия)

боевой вертолет "Черная акула"

Модификации "Черной акулы":
Ка-50 - первая модификация ударного вертолета;
Ка-50Ш - ночной ударный вертолет;
Ка-50Н - ночной ударный вертолет;
Ка-50-2 "Эрдоган" - двухместная модификация по стандартам НАТО;
Ка-52 "Алигатор" - двухместный разведывательно-ударный вертолет;

Летно-технические характеристики модификации Ка-50:
Диаметр главного винта, м - 14.50;
Длина,м - 13.50;
Высота ,м - 4.90;
Масса, кг:
- пустого 7692;
- нормальная взлетная 9800;
- максимальная взлетная 10800;
Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА;
Мощность, кВт - 2 х 1660;
Максимальная скорость, км/ч - 390;
Крейсерская скорость, км/ч - 270;
Практическая дальность, км - 1160;
Дальность действия, км - 460;
Скороподъемность, м/мин - 600;
Практический потолок, м - 5500;
Статический потолок, м - 4000;
Экипаж - 1 человек;
Вооружение:
- Одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами;
Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески;
- 4х3 ПТУР "Вихрь" или УР воздух-воздух или 80 80-мм НУР или контейнеры с пушками или пулеметами.

***





акулы и все об акулах © 2010-2014 G&S